Метро

Автор Toman, 31 января 2023, 19:22

« назад - далее »

Toman

Раз темы про метро тут ещё нет, заведу её (всё-таки метро - некая отдельная от обычных ж.д. сущность).

Перед новогодними каникулами в московском метро на вагонных телевизорах показывали объявления о предстоявших на время каникул закрытиях Кольцевой линии (по половинкам, т.е. во время закрытия одного направления другое работало, и только после его запуска закрывалось другое). В этих объявлениях говорилось о том, что реконструкция сигнализации позволит увеличить пропускную способность. Только где-то 22-го января я впервые после этой реконструкции проехался по кольцевой линии. Как я и ожидал из содержания объявлений, на кольцевой линии "выкорчевали светофоры" - т.е. заменили применявшуюся там ранее автоблокировку с защитными участками и автостопами, дополненную АЛС-АРС, на АЛС-АРС (с предупреждающим показанием) как самостоятельное средство интервального регулирования.
Визуально это выражается для простого пассажира в том, что большинство светофоров, которые раньше можно было видеть, просто пропали, вместо некоторых нормально включенных светофоров появились другие, находящиеся во время работы с пассажирскими поездами в погашенном состоянии, а на месте третьих новые светофоры таки светятся, но показывают теперь другие показания, среди которых больше не увидеть разрешающих зелёных, жёлтых, жёлтых с зелёным - зато появилось единственное разрешающее синее, которого раньше не было.

Кажется (если я не пропустил перевода ещё какой-то линии - а я вполне мог пропустить, т.к. несколько лет почти не ездил в метро, и с тех пор ещё не по всем линиям успел прокатиться), это уже третья линия московского метрополитена, переведённая с автоблокировки на АЛС-АРС как самостоятельное средство - вслед за Сокольнической (которую перевели в самом начале нулевых сразу всю целиком, также закрыв на несколько дней) и Арбатско-Покровской (которую переводили кусками, а на поездах на время, когда часть линии работала на АБ, а часть на АЛС-АРС, применяли некоторые специальные технические решения по переключению режимов).

Но это - первая из линий московского метро, переведённая на АЛС-АРС как самостоятельное средство именно с АБ, дополненной АЛС-АРС. Ибо Сокольническая и Арбатско-Покровская вплоть до самого перевода работали на "голой" АБ без всякого АЛС-АРС (что требовало работы локомотивными бригадами с помощниками машиниста, а также обеспечивало заметно меньшую пропускную способность по сравнению с линиями, работающими на АБ, дополненной АЛС-АРС). Разница же в пропускной способности между АБ, дополненной АЛС-АРС, и АЛС-АРС как самостоятельного средства, не столь велика, и обе эти системы позволяют водить поезда в одно лицо.

Собственно, самые тяжело загруженные линии московского метро - ТКЛ и (Г)ЗЛ работали и пока так и продолжают работать именно на АБ, дополненной АЛС-АРС.

Toman

...Сегодня, то есть, уже вчера, по дороге на работу впервые ощутил на себе то ли экстренное, то ли полное служебное торможение поезда метро типа "Москва", которое произошло при въезде или перед самым въездом на станцию "Китай-Город" со стороны "Кузнецкого Моста". Тормозит, оказывается, вообще люто. Причём торможение явно происходило то ли полностью, то ли преимущественно пневматикой, т.к. колодками - судя по отчётливому запаху после торможения как внутри поезда, так и на станции. Хотя может быть, там было и сочетание электрического на моторных и пневматического на прицепных, и этих прицепных хватило, чтобы создать такой запах. Или даже какое-нибудь хитрое сочетание пневматики и электродинамики на моторных. А то что-то даже сомнительно, что пневматикой в чистом виде можно так резко затормозить без срыва в юз. На ж.д. (в России и постсоветских странах) пневматические тормоза намеренно делают значительно слабее, чтобы вероятность срыва в юз была предельно мала. В метро тормоза традиционно были сильнее - но чтоб настолько...

Poirot

Слышал, что Собянин планирует запускать в метро поезда без машинистов. Как-то стремно.
"Today is today. And yesterday was today yesterday. Tomorrow will be today tomorrow. So live today, so the future today will be as the past today as it is tomorrow". (с)

Awwal

Цитата: Poirot от 09 февраля 2023, 10:12Слышал, что Собянин планирует запускать в метро поезда без машинистов. Как-то стремно.
Да что вы переживаете, после пары крушений вернут обратно. ;D

Geoalex

Во многих странах поезда метро работают без машинистов и всё в порядке. Да и у нас сейчас машинист в основном нужен, чтобы кричать "не держите двери".

Awwal

Цитата: Geoalex от 09 февраля 2023, 11:23Во многих странах поезда метро работают без машинистов и всё в порядке. Да и у нас сейчас машинист в основном нужен, чтобы кричать "не держите двери".
А реагирование на любые чрезвычайные ситуации в вагонах?

Geoalex

Цитата: Awwal от 09 февраля 2023, 11:24А реагирование на любые чрезвычайные ситуации в вагонах?
Это может делать и удалённый сотрудник. 

Awwal

Цитата: Geoalex от 09 февраля 2023, 11:26
Цитата: Awwal от 09 февраля 2023, 11:24А реагирование на любые чрезвычайные ситуации в вагонах?
Это может делать и удалённый сотрудник.
Теоретически-то может.

Geoalex

Писали, что главная причина, почему мы пока не можем отказаться от машинистов - это как раз посадка/высадка пассажиров в час пик. Автоматика пока не может открывать/закрывать двери в нужное при наших колоссальных потоках время. Т.е. пока от машинистов можно отказаться только на малозагруженных линиях.

Geoalex

Цитата: Awwal от 09 февраля 2023, 11:28
Цитата: Geoalex от 09 февраля 2023, 11:26
Цитата: Awwal от 09 февраля 2023, 11:24А реагирование на любые чрезвычайные ситуации в вагонах?
Это может делать и удалённый сотрудник.
Теоретически-то может.
А что мешает это делать ему практически?  :???

Toman

Цитата: Geoalex от 09 февраля 2023, 11:26Это может делать и удалённый сотрудник.
Что вы в таком случае понимаете под словом "реагировать"? Передать информацию о ситуации каким-то службам? Ну так ещё когда и как они прибудут, чтобы вмешаться физически. Например, применить ручной огнетушитель. Или экстренно расцепить состав. Или просто сходить и отключить какой-то некорректно работающий аппарат на вагоне, мешающий всему поезду нормально ехать.

Toman

Цитата: Geoalex от 09 февраля 2023, 11:29Писали, что главная причина, почему мы пока не можем отказаться от машинистов - это как раз посадка/высадка пассажиров в час пик. Автоматика пока не может открывать/закрывать двери в нужное при наших колоссальных потоках время. Т.е. пока от машинистов можно отказаться только на малозагруженных линиях.
Вот как раз не так. В часы пик как раз классическое ручное управление дверями - всеми одновременно - категорически плохо справляется, особенно в условиях низкой дисциплины пассажиров. Машинист "переигрывает" дверями, чтобы освободить одного зажатого, а за это время пытаются влезть и зажимаются дверями ещё пять других. И так десять раз по кругу, пока или сами не поймут, что поезд никуда не уедет, пока они ломятся, или пока на них не наорёт машинист или дежурный по станции.

А вот на новых поездах как раз автоматика, умеющая индивидуально переигрывать только ту дверь, где зажатие, произвела революцию в отношении простоты и быстроты закрытия дверей в час пик. Что, может быть, даже более существенно для реальной пропускной способности, чем конкретная применяемая система интервального регулирования.

Проблема-то в другом, и это не зависит от загруженности линии. Дело в том, что зажатие пассажира или предмета не всегда ловится автоматикой, порой даже весьма продвинутой, и нужен визуальный контроль людьми, чтобы минимизировать риск несчастных случаев при зажатии.

Например, пассажир может быть зажат, находясь снаружи, за тонкие детали одежды или ремень сумки, при этом по концевым выключателям дверь вроде как полностью закрыта. Или пассажир может быть внутри, но его сумка или деталь одежды снаружи, да ещё ремень сумки, например, через шею/плечо/руку - тоже травмоопасно (и, как минимум, приведёт к разрушению или потере вещей) при задевании такой сумкой за металлоконструкцию. (Слово "металлоконструкция" здесь - это специальный чисто метрополитеновский термин со значением совершенно иным, чем у этого слова в обычном языке: в метро так официально называются всякие гермоворота, гермозатворы и т.п. сооружения).

Впрочем, иногда бывает, что и машинист не замечает такое, или замечает не сразу. Конечно, в идеале нужен был бы полный контроль оптическими/инфракрасными датчиками по всему периметру любых минимальных предметов, торчащих за габарит в периметре дверей. Но это, с другой стороны, будет естественным образом приводить к помехам в отправлении поезда со стороны недисциплинированных пассажиров или хулиганов, нарочно сующих туда предметы.

Toman

Цитата: Awwal от 09 февраля 2023, 11:05Да что вы переживаете, после пары крушений вернут обратно. ;D
А если серьёзно, то скорее не крушений, а сбоев движения, когда поезд где-нибудь тупо застрянет по какой-то не слишком серьёзной причине, и разбираться с этим придётся дольше, чем это сделал бы машинист на месте.

Geoalex

Цитата: Toman от 09 февраля 2023, 17:06
Цитата: Geoalex от 09 февраля 2023, 11:26Это может делать и удалённый сотрудник.
Что вы в таком случае понимаете под словом "реагировать"? Передать информацию о ситуации каким-то службам? Ну так ещё когда и как они прибудут, чтобы вмешаться физически. Например, применить ручной огнетушитель. Или экстренно расцепить состав. Или просто сходить и отключить какой-то некорректно работающий аппарат на вагоне, мешающий всему поезду нормально ехать.
А как машинист сможет применить ручной огнетушитель в тоннеле в вагонах без сквозного прохода? Никак. Только на станции. И, как и во всех прочих ситуациях, это можно сделать на ближайшей станции, где всяко есть персонал.

Geoalex

Цитата: Toman от 09 февраля 2023, 17:32
Цитата: Awwal от 09 февраля 2023, 11:05Да что вы переживаете, после пары крушений вернут обратно. ;D
А если серьёзно, то скорее не крушений, а сбоев движения, когда поезд где-нибудь тупо застрянет по какой-то не слишком серьёзной причине, и разбираться с этим придётся дольше, чем это сделал бы машинист на месте.
Как решается эта проблема в городах, где метро автоматическое? Я понимаю, что там интервалы не как у нас, но всё-таки?

Toman

Цитата: Geoalex от 09 февраля 2023, 17:41А как машинист сможет применить ручной огнетушитель в тоннеле в вагонах без сквозного прохода?
:D Что за такие вагоны без сквозного прохода? (Для машиниста!) :D
Ну а в час пик сквозного прохода по факту нет ни для кого - ни пассажиров, ни машиниста - в любых вагонах.
Ну и да, с большей вероятностью огнетушитель применять машинисту придётся не внутри салона (там и пассажиры могут успеть справиться раньше, если уж до этого дойдёт), а где-то в подвагонном оборудовании. По большей части протяжённости тоннелей (кроме, собственно, металлоконструкций, через которые поезд проходит почти впритирку) можно пройти пешком вдоль поезда.

Цитата: Geoalex от 09 февраля 2023, 17:42Как решается эта проблема в городах, где метро автоматическое? Я понимаю, что там интервалы не как у нас, но всё-таки?
Очевидно, никак. У них и интервалы не те, и загруженность в целом, и отношение к сбоям движения и нарушению графика спокойнее. Ну, потратится сколько-то лишних минут на прибытие дежурного аварийного машиниста и вхождение в курс дела, и фиг с ним. Потом несколько поездов вместо полупустый уйдут полными, сколько-то пассажиров опоздает на 20-30 минут. А у нас как, когда поезда и так шли предельно плотно, и были набиты до отказа? Эти несколько минут будут значить, что несколько тысяч, до первых десятков тысяч, человек просто никогда не уедут до тех пор, пока совсем не закончится час пик (т.е. м.б. несколько часов), потому что они просто физически не поместятся в поезда.

Toman

Цитата: Geoalex от 09 февраля 2023, 17:41Только на станции. И, как и во всех прочих ситуациях, это можно сделать на ближайшей станции, где всяко есть персонал.
Это если есть возможность до этой станции доехать. Тогда, конечно, в первую очередь нужно высадить пассажиров, и тогда уже разбираться, снимать напряжение, тушить и т.д. Но что если такой возможности нет?

Geoalex

Цитата: Toman от 09 февраля 2023, 17:56:D Что за такие вагоны без сквозного прохода? (Для машиниста!) :D
Глупый смех. Чтобы пройти между вагонами машинисту нужно открыть кучу дверей. За это время почти всегда будет быстрее доехать до ближайшей станции и устранить проблему там.

Цитата: Toman от 09 февраля 2023, 17:56Очевидно, никак. У них и интервалы не те, и загруженность в целом, и отношение к сбоям движения и нарушению графика спокойнее. Ну, потратится сколько-то лишних минут на прибытие дежурного аварийного машиниста и вхождение в курс дела, и фиг с ним. Потом несколько поездов вместо полупустый уйдут полными, сколько-то пассажиров опоздает на 20-30 минут.
Хотелось бы подробностей с примерами: как часто это случается, какова средняя длительность сбоя и проч.

Geoalex

Цитата: Toman от 09 февраля 2023, 18:00
Цитата: Geoalex от 09 февраля 2023, 17:41Только на станции. И, как и во всех прочих ситуациях, это можно сделать на ближайшей станции, где всяко есть персонал.
Это если есть возможность до этой станции доехать. Тогда, конечно, в первую очередь нужно высадить пассажиров, и тогда уже разбираться, снимать напряжение, тушить и т.д. Но что если такой возможности нет?
Опять же, в городах с автоматическим метро это как-то решается.

Toman

Цитата: Geoalex от 09 февраля 2023, 18:06Чтобы пройти между вагонами машинисту нужно открыть кучу дверей. За это время почти всегда будет быстрее доехать до ближайшей станции и устранить проблему там.
Повторюсь, если возможность доехать до станции есть, то разумеется нужно до неё доехать и сразу высадить пассажиров. Вопрос в том, что делать, когда такой возможности нет. Что касается дверей - то если вы когда-нибудь вживую видели, как сколько-нибудь опытный машинист или помощник машиниста идёт вдоль состава, то убедились бы, что двери отнимают совсем немного времени, у них эти движения отточены до автоматизма. Гораздо больше затруднений могут представлять пассажиры, если их много.

Geoalex

Цитата: Toman от 09 февраля 2023, 18:22Повторюсь, если возможность доехать до станции есть, то разумеется нужно до неё доехать и сразу высадить пассажиров. Вопрос в том, что делать, когда такой возможности нет.
Ну вот мне и интересно, что делают в Париже, Сеуле, Сингапуре и прочих?
Цитата: Toman от 09 февраля 2023, 18:22Что касается дверей - то если вы когда-нибудь вживую видели, как сколько-нибудь опытный машинист или помощник машиниста идёт вдоль состава
Не видел, хотя в метро езжу каждый день. Видимо, это исчезающе редкое явление.

Toman

Цитата: Geoalex от 09 февраля 2023, 18:30Не видел, хотя в метро езжу каждый день. Видимо, это исчезающе редкое явление.
Да, чтобы при пассажирах - крайне редкое, т.к. может произойти только в случае каких-то серьёзных проблем. Кажется, я видел такое только один раз где-то в 90-х или нулевых. Ну а сейчас и самих поездов с торцевыми дверями вагонов осталось совсем мало на общем фоне. А вот не при пассажирах это явление буквально каждодневное и для каждого поезда, и для каждого машиниста. При каждой приёмке состава, практически.

Poirot

В начале платформы вроде большое зеркало заднего вида стоит.
"Today is today. And yesterday was today yesterday. Tomorrow will be today tomorrow. So live today, so the future today will be as the past today as it is tomorrow". (с)

Toman

Кстати, меня как-то очень не радуют, мягко говоря, поезда типа "Москва-2020". Количество сидячих мест очень сильно сократили, сделав поезд ещё более стояче-скотовозным, ради каких-то уже нездорово-широких дверей, смысл которых мал при сравнительно медленном открывании-закрывании (если сравнивать с классикой - лёгкими и очень быстрыми дверями). Да ещё и ширина вагонов сокращена. Ещё из неприятного - в них динамики так громко орут, что без наушников ехать просто больно ушам. Т.е. тот один из главных факторов дискомфорта классических вагонов с черпаковой вентиляцией - шумность при движении - от которого так долго шаг за шагом избавлялись и, наконец, вроде бы, неплохо избавились на уровне вагонов "Москва", в которых наконец-то стало можно ездить хоть в наушниках, хоть без них, не испытывая дискомфорта от грохота и даже более-менее нормально слушать музыку, резко возвращается, открыв дверь с ноги, в искуственно созданном виде.

Toman

Цитата: Poirot от 09 февраля 2023, 20:26В начале платформы вроде большое зеркало заднего вида стоит.
Да, и раньше это было единственным средством обзора (хотя на старых типах головных вагонов есть и свои зеркала заднего вида - кстати, самый главный источник травматизма, включая летальный, среди пассажиров на платформе). Потом добавились ещё стационарные телевизоры, показывающие картинку с камер сзади. Ну а на новых поездах уже и своих камер полно, и экраны в кабине для них.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр