Об изучении классических языков

Автор Damaskin, 30 июля 2022, 15:09

« назад - далее »

Damaskin

В общем, вряд ли можно сказать что-то принципиально новое по этому поводу. Но я все-таки какие-то вещи отслеживаю. Вот, например, прочитал вчера интервью с Алексеем Белоусовым.

ЦитироватьАлексей Белоусов — кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии ИВКА РГГУ, доцент кафедры древних языков исторического факультета МГУ. Автор работ «,,Жизнь Аполлония Тианского" и ,,Героика": Флавий Филострат в религиозном контексте эпохи Северов», «Корпус заклятий понтийской Ольвии» и других публикаций, посвященных античной истории и эпиграфике.

Пара цитат об изучении латыни и древнегреческого:

"Поэтому натуральный метод — классная штука, он быстро бросает тебя в большие тексты, и ты их не боишься. Есть такой Лука Раньери, пропагандист живой латыни и живого греческого на ютьюбе. Несколько лет назад я его даже не упомянул бы, но теперь считаю, что все, кто на нашу мельницу льют воду, молодцы, даже если они фрики. Так вот, он рассказывал, как сам учил языки: делал записи текстов и слушал, пока вел машину. Директор Вивариума Луиджи Миралья в одном из интервью тоже говорил, что во время учебы начитал всего Сенеку и слушал его. Это хороший способ, я и сам практиковал его, в студенческие годы начитал Ксенофонта на кассеты и слушал в плеере. Я плохо воспринимаю информацию на слух, но если сам читаю вслух, то усваиваю лучше, чем когда читаю про себя. Это тоже один из методов: на занятиях читать самому громко на латыни, на латыни же объяснять и студента тоже заставлять читать громко вслух. Так очень много все осаживается.

Еще полезно заучивать тексты наизусть, причем именно прозу. Это я услышал еще в юности, мол, Шлиман наизусть выучивал в день по семнадцать страниц иноязычного текста. Может, это неправда, но с тех пор, когда у меня есть время, я постоянно заставляю себя что-нибудь заучивать. Когда на втором курсе мы начали читать первую речь Цицерона против Катилины, преподаватель сел перед нами и с неплохим артистизмом прочел ее наизусть. Нас это настолько сильно впечатлило, что мы тоже выучили ее наизусть и читали друг другу. Потом я выучивал ее еще несколько раз. Память у меня так устроена, что оперативка хорошо работает, я могу большой текст выучить даже сейчас, но вскоре его забуду. У некоторых наоборот, студенты мне рассказывали, что даже в аспирантуре они помнят тексты из Солопова-Антонец, которые я заставлял их учить на первом курсе".

"Но я на себе убедился, что после года попыток преподавания натуральным методом стал знать латынь лучше раз в двадцать. Думаю, даже люди, которые плохо к этому относятся применительно к классическим языкам, подтвердят, что, начав говорить на немецком, французском и любом другом современном языке, они стали знать этот язык гораздо лучше. Сколько лет классик учится читать? Пять в университете, три года в аспирантуре — и все равно многие владеют языком не очень. Некоторые мои коллеги говорили, что вышли из университета вообще ничего не зная. Стали знать, когда начали преподавать в классической гимназии.

Теоретически понятно, как преподавать натуральным методом, латынь-то ты знаешь, но ты не можешь, пока сам не увидишь. Съездив в Вивариум, мы этому научились. Сначала с трудом, но в результате все наши учителя стали там говорить исключительно на латыни даже в быту, между нами, русскими. Нам будто нажали кнопку внутри. Вернувшись в Москву, мы освоили натуральный метод. Провели летнюю школу по изучению античности с секцией живой латыни, включали презентации, разделили роли. После этого я понял, как вести языковую пару вдвоем или даже втроем. Вначале я немного скептически относился к преподаванию греческого натуральным методом, но потом убедился, что это тоже работает.
Когда язык у тебя во рту, он на сто процентов в голове. Я знал и прежде, что переводы с русского полезны, меня к этому приучили. Натуральный метод — это то же самое, но еще лучше. Опять же, он нужен не для того, чтобы одеться в тогу и поговорить с Цицероном — ты же его не воскресишь. Разве что если души филологов-классиков попадают после смерти к античным праведникам. А главным образом именно как метод. Это великолепный способ на первый курсах. Он освобождает от извечного страха перед текстом даже тех, кто закончил кафедру классической филологии. В большинстве случаев мы читаем в течение семестра какой-нибудь маленький текст. Малюсенький! Мы его разбираем и так, и сяк, со всех сторон, все комментарии прочтем, весь критический аппарат обсудим, но что у человека остается в итоге? У него остается страх перед большими текстами. Часто учащийся на классике не прочитывает ни одного полного текста за все годы обучения, только кусочками какими-то. И у него впечатление, что это дико сложно, что нужно обложиться кучей словарей.

Натуральный метод позволяет преодолеть этот страх. Когда ты воспринимаешь текст целиком, полными книгами, только тогда ты наконец и начинаешь читать его как литературу. Это очень важный момент: перейти как можно быстрее от расшифровки текста именно к чтению. Нужно настраивать себя на чтение текста, даже в собственном языковом узусе. Говорить не «я пойду поперевожу Цицерона», а «я пойду почитаю Цицерона». Это маленькие вещи, но они тоже имеют значение".

Полностью
Die Arbeit kann warten, das Frühstück nicht!

_Swetlana

Чтобы чему-то научиться, нужно начать это преподавать студентам.
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Damaskin

Цитата: _Swetlana от 30 июля 2022, 15:36Чтобы чему-то научиться, нужно начать это преподавать студентам.

Эту фразу я от своих друзей-преподавателей уже давно слышу  :)
Die Arbeit kann warten, das Frühstück nicht!

_Swetlana

Цитата: Damaskin от 30 июля 2022, 15:48
Цитата: _Swetlana от 30 июля 2022, 15:36Чтобы чему-то научиться, нужно начать это преподавать студентам.

Эту фразу я от своих друзей-преподавателей уже давно слышу  :)
Как я готовилась к лекциям по новым курсам: ночью, на кухне, читала, разбиралась, писала лекцию, а утром ехала на занятие. Спросонья приедешь, лезешь в сумку - лекция осталась дома ;D

Вы всё верно написали. Сейчас я много слушаю аудио, оно, конечно, не с первого и не со второго раза, но остаётся в голове. Какие-то слова, фразы всплывают, произнесённые с интонацией Люки Раньери.
Но главный недостаток (моего) нынешнего метода: не делаю письменные задания, т.е. не отвечаю на вопросы, не пытаюсь строить фразы. М.б., потом этим займусь.

Быстрый ответ

Предупреждение: в этой теме не было сообщений более 120 дней.
Возможно, будет лучше создать новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр