Проект Х1, выдержки по фонетике и фонотактике

Автор Awwal, 04 июня 2022, 16:20

« назад - далее »

Awwal

Фонемы...
...гласные:
/i/
/ɛ/

/ɐ/
/u/
/o/

...и согласные:
носовые
взрывные
фрикативные
дрожащие
латеральные
/m/
/p/
/f/
/r/
/l/
/n/
/b/
/v/

/t/
/s/

/d/
/z/

/k/
/ʃ/

/g/
/ʒ/

 
/ç/

 
/ʝ/

 
/x/

 
/ɣ/

Awwal

Структура слога в общем случае описывается как (C1(C2))V(C3).

Согласная C3 не может быть взрывной.
Кроме того, эта позиция является слабой по звонкости. На абсолютном конце слова звонкие парные оглушаются. На границах слогов C3 подвергается (за исключением непарных /r/, /l/) регрессивной ассимиляции по звонкости. Исключение составляют случаи, когда следующий слог начинается со звонких /l/ или /n/. В этом случае, напротив, происходит регрессивная диссимиляция по звонкости (C3 оглушается). Таким образом, на конце слога смыслоразличительную роль могут играть 9 фонем.

При отсутствии C2, C1 ничем не ограничивается.
При наличии C2, C1 может представлять собой только взрывную фонему или сибилянт.


C2 всегда может быть латеральной или дрожащей (/r/, /l/). Если C1 - взрывная, то C2 не может быть взрывной. Если C1 - сибилянт, то C2 не может быть фрикативом, за исключением губно-зубных (/f/, /v/). Далее, если C1 - взрывная, а C2 - фрикатив, то они обязаны совпадать по звонкости. Если С2 - /m/ или /r/, то С1 озвончается, а если /n/ или /l/ - оглушается.  Далее, C1 и C2 не могут быть одновременно губными или одновременно велярными. Если C1 - сибилянт, то он должен совпадать по звонкости с C2 в большинстве случаев, и должен не совпадать, если C2 - /n/ или /l/ (диссимилятивное оглушение).

(Может дополняться!)

Awwal

Система записи латиницей (фонематическая):

/i/ - i
/ɛ/ - e
/ɐ/ - a
/u/ - u
/o/ - o
/m/ - m
/p/ - p
/f/ - f
/r/ - r
/l/ - l
/n/ - n
/b/ - b
/v/ - v
/t/ - t
/s/ - s
/d/ - d
/z/ - z
/k/ - k
/ʃ/ - sh
/g/ - g
/ʒ/ - zh
/ç/ - jh
/ʝ/ - j
/x/ - x
/ɣ/ - gh

Awwal

Список разрешенных кластеров согласных в начале слога с учётом вышеназванных правил:
Pn-, ps-, bz-, psh-, bzh-, px-, bgh-, bj-, pjh-, pl-, br-, gm-, kn-, ks-, gz-, ksh-, gzh-, kf-, gv-, gj-, kjh-, kl-, gr-, dm-, tn-, ts-, dz-, tsh-, dzh-, tf-, dv-, tx-, dgh-, dj-, tjh-, tl-, dr-, zm-, sn-, sp-, zb-, sk-, zg-, st-, zd-, sf-, zv-, sl-, zr-, zhm-, shn-, shp-, zhb-, shk-, zhg-, sht-, zhd-, shf-, zhv-, shl-, zhr-.
Итого 61 штука.
Общее количество теоретически возможных различимых слогов в языке, таким образом, составляет:
5 + 20х5 + 61х5 + 5х9 + 61х5х9 = 3200 шт.

Фонетические процессы на границах слогов.
1. Как уже было сказано, концеслоговая позиция является слабой по звонкости. Соответственно, концеслоговые фрикативы уподобляются по звонкости любой первой согласной следующего слога, кроме n и l. Перед последними звонкие концеслоговые фрикативы оглушаются. Если следующий слог начинается с гласной, концеслоговая фонема предыдущего слога сохраняет свою изначальную звонкость.
-az + ka- > -aska-
-af + gra- > -avgra-
-ax + ma- > -aghma-
-aj + na- > -ajhna-
-agh + a- > -agha-
2. Если следующий слог начинается с билабиальной или лабиодентальной согласной, то концеслоговая n предыдущего слога переходит в m.
-an + ma- > -amma-
-an + psa- > -ampsa-
3. Начальнослоговое "sh" полностью ассимилирует концевой звук [s] предыдущего слога с образованием геминанты:
[-as] + [shta]- > [-ashshta-]
Аналогично zh- ассимилирует -z, а r- ассимилирует -l.
4. Если слог заканчивается на -m, а следующий слог начинается с кластера согласных, в котором второй фонемой выступает /m/, то концеслоговый -m диссимилируется, переходя в звук [n]:
[-am] + [tma]- > [-antma-].
5. При соединении морфем в слове, слоговая структура может переразлагаться.
а) -VC + CV- > -VC'CV-
б) -VC + CCV- > -VC'CCV-
в) -V + V- > -V'V-
г) -V + CV- > -V'CV-
д) -V + C1CV- > -VC1'CV- (если С1 может быть концевым) или -V'C1CV- (в остальных случаях)
е) -VC + V- > -V'CV-

Быстрый ответ

Предупреждение: в этой теме не было сообщений более 120 дней.
Возможно, будет лучше создать новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр