Лекции по истории ж.д. техники

Автор Toman, 14 сентября 2023, 18:37

« назад - далее »

Toman

...Намереваюсь провести некий цикл а-ля научно-популярных лекций (пока, видимо, только оффлайновых, в Москве) по истории (и плюс-минус современности) железнодорожной техники.

С акцентом именно на самой технике, а не персоналиях, именах, датах и т.п., и уж тем более не о финансовой/коммерческой/политической истории ж.д.

Т.е. рассказ о том, как работают всякие базовые штуки на ж.д. (а также метро и трамвае), с необходимыми для этого экскурсами в сторону школьной физики и математики, и о том, как приблизительно исторически сложился нынешний (или хорошо знакомый нам ещё совсем недавний, уже постепенно уходящий) технический облик ж.д.

В основном более детально в применении к нашей стране/постсоветскому пространству, но непременно и со сравнением с разными зарубежными примерами и источниками заимствований.

По длительности и количеству лекций пока трудно предсказывать. Попробую пока хоть набросать некую предварительную программу по темам (не обязательно в том порядке, в котором они будут идти - просто чтоб удобнее было ориентироваться).

1. Верхнее строение пути, колёса и колёсные пары. Вписывание экипажей в колее. Соединения и пересечения рельсовых путей, устройства путевого заграждения.

2. Габариты. План и профиль пути. Земляное полотно и искусственные сооружения.

3. Экипажная часть подвижного состава. Рама/кузов. Буксы, рессорное подвешивание, тележки. Сцепные и ударно-тяговые приборы.

4. Тормоза (фрикционные) - механическая часть. Ободные тормозные колодки, дисковые тормоза. Материалы колодок, зависимость силы трения от силы нажатия и скорости, ограничения по нагреву. Тормозная рычажная передача, ручные тормоза. Пневматический и вакуумный привод - тормозные цилиндры или тормозные камеры, их размещение на подвижном составе. Пружинные стояночные тормоза.

5. Автотормоза. Необходимость "обратнодействующего" автотормоза. Простейшие "пассивные" схемы пневматического автотормоза на сжатом воздухе и вакуумного. Непрямодействующий автотормоз Вестингауза и его развитие. Прямодействующие автотормоза горного режима (Казанцева, Кнорр и др.) Тормоз Матросова и его развитие, равнинный режим. Электропневматические тормоза различных схем.

6. Пневматические тормоза - продолжение. Реле давления/повторители. Авторежимы. Противоюзная защита. Питание пневматических систем сжатым воздухом/вакуумом.

7. Паровозы. Паровой котёл. Паровая машина. Экипажная часть паровоза, дышловый привод, механизмы парораспределения. Машины двойного расширения, перегрев пара.

8. Электрический тяговый привод. Основные типы электродвигателей. Размещение электродвигателей на подвижном составе, конструктивные схемы привода ведущих колёсных пар.

9. Электротяга. Различные системы электрификации. Принцип управления тягой на классических электровозах и электропоездах постоянного тока, трамваях и т.п., рекуперативное и реостатное торможение. Электрификация однофазным переменным током промышленной частоты. Тяговые трансформаторы, выпрямители, управление тягой на классических электровозах переменного тока. Электровозы переменного тока с управлением электронными статическими преобразователями, с рекуперативным торможением.

10. Тепловозы. Общая схема тепловоза с электропередачей. Электропередача постоянного тока, переменно-постянного тока. Двухтактные и четырёхтактные дизели, турбонаддув, механические нагнетатели. Привод вспомогательных машин (компрессор, вентиляторы холодильника, вентиляторы тяговых электромашин и выпрямительной установки). Электродинамический тормоз на тепловозах. Тепловозы с гидродинамической передачей. Газотурбовозы. Тепловозы экзотических схем (непосредственный привод с пневматическими аккумуляторами, теплопаровозы, тепловозы и турбовозы с "механическим генератором газа").

11. Организация движения поездов и пространственная организация ж.д. и метрополитенов. Понятие станции и перегона, поезда и маневрового состава. Ранние способы организации/регулирования движения поездов и обеспечения безопасности (движение по расписанию, по телеграфу/телефону и др.)

12. Регулирование движения поездов на перегонах. Электрожезловая система. Полуавтоматическая блокировка. Автоблокировка на ж.д. и в метро. Рельсовые цепи и кодирование АЛС. Системы интервального регулирования без путевых светофоров (АЛСО на ж.д., АЛС-АРС в метро). Автостопы, контроль бдительности, контроль скорости.

13. СЦБ на станциях. Понятие маршрута, замыкания маршрута. Размещение сигналов на станциях. Механические системы централизации. Электромеханические системы централизации при ручном переводе стрелок (ключевая зависимость). Электрическая централизация стрелок. Индивидуальное управление стрелками и сигналами vs. системы с маршрутным набором.

14. Различные "языки" светофорной/семафорной сигнализации, сигнальные цвета. Семафоры, щиты и другие механические сигналы. Светофоры линзовые, прожекторные, светодиодные.

15. Классическая организация грузовых перевозок в XX в. Участковые станции, сортировочные станции.

From_Odessa


Toman

Цитата: From_Odessa от 12 марта 2024, 04:14Ну как, провел/проводишь?
Ой, миль пардон, что-то замотался, не заметил вовремя вопроса.

Да, как раз недавно начал, пока только в оффлайне/вживую. Что-то забыл сюда кинуть анонс, опять же, замотавшись. Начать решил с сигнализации и организации движения, первая вводная/пробная лекция состоялась 2 марта, в московской библиотеке №85. Тема была - примерно в соответствии с пунктом 11 из списка выше, и то не полностью. Вообще думал рассказать побольше, но поскольку оказалось, что почти каждое слово/фраза требуют подробных пояснений, рассказать успел не обо всём, лекция получилась ну очень уж вводной. В самое ближайшее время предполагаю сделать и выложить что-то вроде презентации с тезисами и картинками по ней - как для тех, кто вообще не мог присутствовать на лекции, так и для тех, кто там был, в качестве повторения и добавления того, что не успел рассказать вживую.

Следующая лекция предполагается (если не простужусь опять, конечно) 30 марта, в 18.00, там же, в московской библиотеке 85. Тема предполагается примерно по пунктам 13, 14. Условно - "немецкие и американские (а также немножко и английские) корни советской/постсоветской сигнализации на ж.д."
К ней тоже буду делать презентацию - и для использования в ходе лекции, и потом её выложить.

Toman

Итак, видеозапись с прошедшей лекции:

К сожалению, большинства картинок на экране на видео не видно из-за случившейся перезасветки при таком контрасте яркостей, да и если бы было видно, слишком мелко, так что файл (PDF) с картинками выкладываю отдельно:
https://drive.google.com/file/d/1JbGdo-NRvM7XYKlzyZvFHKGmOFgOf6NT/view?usp=drive_link

Oiseau


Витамин Ц

Цитата: Toman от 04 апреля 2024, 21:43Итак, видеозапись с прошедшей лекции
Это квартира?

Цитата: Toman от 04 апреля 2024, 21:43К сожалению, большинства картинок на экране на видео не видно из-за случившейся перезасветки
Не, это не дело: записи лекций это всегда плохо, всегда или звук плохой (с эхом) или изображений не видно, или звуки посторонние.
Такое надо в режиме блога подавать.

Toman

Цитата: Витамин Ц от 05 апреля 2024, 22:09Это квартира?
Библиотека, как и было указано в сообщении до того. Одна из маленьких комнат для занятий в этой библиотеке.

Цитата: Витамин Ц от 05 апреля 2024, 22:09Не, это не дело: записи лекций это всегда плохо, всегда или звук плохой (с эхом) или изображений не видно, или звуки посторонние.
Не всегда. Всё зависит от имеющейся техники, света, от навыков оператора и т.д. В данном случае запрос на съёмку от человека, который не мог лично присутствовать, но хотел посмотреть, пришёл в самый последний момент, когда я уже практически выходил из дома, так что пришлось брать с собой что попало и снимать там как попало. Заранее подготовить эту и другую имеющуюся технику, приехать пораньше, настроить как положено - у меня просто не было времени, т.к. в ту неделю как раз резко навалился аврал на работе, я презентацию-то доделать не успел... А так-то чисто технически возможно было бы гораздо более высокое качество съёмки и записи звука и на уже имеющуюся технику, если нормально подготовиться.

Hellerick

Попробовал причесать видео.
Скадрировал, затемнил левый край, наложил крупные картинки там, где сам смог их разобрать.
Еще звук попробовал почистить и выровнять, но не уверен, что эффект заметен.


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр