Индейские сказки.

Автор Наманджигабо, 05 июня 2022, 19:09

« назад - далее »

Damaskin

Цитата: Наманджигабо от 08 июня 2022, 21:31Я не очень в нем силен, моё - это этнография (Вудленда и Озер), история (Вудленда и Озер) и сказки.

Вы же не научной конференции. А кто еще нас просветит?
Я обидчивый и не в себе, упрямый, поэтому я бьюсь головой о кирпичную стену.

Наманджигабо

Я просветю, да...  :green: Сделал тему про искусство.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

История про оджибвейского Ноя. Им, конечно же, Ненабожо был. Библейские мотивы в сказках и легендах индейцев начали возникать с проникновением миссионеров. Индейцы быстро интегрировали в фольклор интересные сюжеты, рассказывая их на свой манер.
И много есть басен Эзопа. Ворона сидит с куском зайца в клюве, а мимо лиса бежит...

Но сейчас про Ноя. Про Ненабожо то есть.

Гигантский змей и великий потоп.

Однажды Ненабожо вернулся домой из долгого путешествия. Он очень соскучился по своему младшему брату, они жили вместе. Он позвал брата по имени, но не услышал ответа. Оглядевшись вокруг, Ненабожо с ужасом обнаружил следы Гигантского змея, Чи-гинэбиг, и понял, что брата захватил враг.
Ненабожо взял свои лук и стрелы и пошел по следам Змея. Он пересёк большую реку, взбирался на горы, переходил долины, пока не вышел на берег глубокого и темного озера. Сейчас оно зовётся Маниту Лэйк, Спирит Лэйк, иногда Озеро Дьявола. Следы вели к кромке воды. 
На дне озера Ненабожо разглядел жилище врага. Оно было полно злых духов, слуг и товарищей Гигантского Змея. Вид их был ужасен. В самом центре сидел сам Змей, обвив своими кольцами брата Ненабожо. Голова его была красна, как кровь, яростные глаза горели огнем, тело, как броней, было покрыто твердой блестящей чешуей всех цветов и оттенков.
Глядя вниз на этих злых духов, Ненабожо решил, что он отомстит за смерть брата.
Он крикнул облакам: «Исчезните!» И облака скрылись. «Ветры, сейчас же стихните!» - и ветры стихли.
Когда воздух над озером злых духов стал прозрачен и неподвижен, Ненабожо обратился к солнцу: «Сияй над этим озером со всей своей силой. Заставь воду закипеть»
Так, думал Ненабожо, он заставит Змея искать прохладу в тени деревьев, что растут на берегу, а там он настигнет врага и осуществит свою месть.
Отдав приказы, Ненабожо с луком и стрелами устроился там, где, как он думал, Змей будет искать тень. Он обернулся пнем высохшего дерева.
Ветры стихли, воздух застыл, и солнце послало жаркие лучи с безоблачного неба. Через время вода в озере забурлила и на поверхность поднялись пузыри. Лучи достигли жилища Змея. Он поднял свою голову над бурлящей и пенящейся водой и оглядел берега. Вскоре появился ещё один змей. Они прислушивались к шагам Ненабожо, но его не было слышно.
«Ненабожо спит», - сказали змеи друг другу и скрылись под водой.
Озеро забурлило в самой своей глубине, горячие волны бились о прибрежные утесы.  Гигантский Змей выплыл на поверхность и медленно направился к берегу. Злые духи следовали за ним, и их было так много, что вскоре они заполнили весь берег озера. Когда они увидели пень высохшего дерева,  они предположили, что это – одна из хитростей Ненабожо, попытка замаскироваться. Они знали его уловки. Один из змеев обвил пень хвостом и попытался утащить его в озеро. Ненабожо чуть не закричал, с такой силой змей сдавил его бока. Но сдержался и не проронил ни звука. Злые духи ушли. Гигантский Змей уполз в лес и свернулся кольцами меж деревьев. Его свита тоже нашла тень, один за другим. А один остался у берега, чтобы не пропустить появление Ненабожо. Из пня Ненабожо видел, что все змеи уснули, а часовой смотрит в другую сторону. Он достал стрелу из колчана, наложил ее на тетиву и прицелился прямо в сердце Гигантского Змея. Стрела попала в цель. С ревом, от которого содрогнулись горы, а дикие звери попрятались по горам, монстр проснулся и ринулся в озеро, сопровождаемый яростно вопящими спутниками.
На дне озера все ещё лежало тело брата Ненабожо. Озлобленные змеи разорвали его на тысячи частей, кусочки его лёгких обелили воды озера.
Гигантский Змей знал, что скоро умрет. Но он и его племя были полны решимости уничтожить Ненабожо. Они подняли воды и направили их на берег с грохотом, подобным тысяче громов. Потоп катился по земле по следам Ненабожо, унося за собой деревья и скалы. На гребне самой высокой волны плыл Гигантский Змей. Его глаза пристально смотрели вокруг, его горячее дыхание умножалось горячим дыханием его соплеменников. Ненабожо, преследуемый ревущими волнами, подумал о детях индейцев. Он несся от деревни к деревне, крича: «Бегите к вершинам гор! Гигантский Змей в ярости, он решил затопить землю! Бегите! Бегите!»
Люди хватали детей и искали спасения на вершинах. Ненабожо мчался от подножий западных холмов к высоким горам у озера Верхнего и дальше на север. Там он обнаружил людей и животных, вынужденных спасаться от потопа, который уже покрыл все поля и долины и подбирался к высоким холмам. А вода все прибывала, и затопила даже вершины, кроме самой высокой, на которой стоял Ненабожо.
Тогда он построил плот и посадил на него людей и животных, которых успел собрать. И вершина горы тут же ушла под воду. Много дней они плавали на плоту. Наконец вода стала спадать. Вскоре показались горы и деревья. Потом холмы и долины.
Когда земля полностью открылась, люди поняли, что Гигантский Змей умер, а его змеи вернулись обратно в озеро духов. Там они и остаются по сей день. Они не смеют показаться из страха перед Ненабожо.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Damaskin

Интересная вариация. Хотя вряд ли можно сказать, появилась эта легенда после прихода миссионеров или еще до. Собственно, из Библии здесь один абзац:

"Тогда он построил плот и посадил на него людей и животных, которых успел собрать. И вершина горы тут же ушла под воду. Много дней они плавали на плоту. Наконец вода стала спадать. Вскоре показались горы и деревья. Потом холмы и долины".

Эту деталь могли и позже добавить.
Я обидчивый и не в себе, упрямый, поэтому я бьюсь головой о кирпичную стену.

Наманджигабо

Чи-Гинэбиг (Мише-Гинебиг) - древний персонаж. И он встречается, наверное, у всех народов Северной Америки. У лакота это - Унчегила или Унктехи (Роки поправит, если не так написал), у чероки - Уктена... И у всех плохая, кроме, вроде бы, мускогов. У них она безвредная.
В знакомом вам поединке у Морриссо ирокез говорит, что этот змей - хранитель его народа. Но в сказках ирокезов рогатого змея убивают птицы грома. Так что тут Морриссо ошибся скорее всего. Ирокезы с оджибвеями вообще друзья большие. Только раз воевали (но зато как от души!). Возможно, история, рассказанная Морриссо, пришла из того времени.
Ещё интересно отметить, что Куперовский Чингачгук был носителем уникального имени. Больше змеи в имени мне не встречалось. А имя Чингачгук - реальное, взятое из хроник моравского миссионера Хекевельдера, работавшего среди делаваров. И Ункас - тоже реальное имя. Магуа - нет.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

О самом диком. Ну индейцы же.
Весьма распространенный сюжет о том, из-за чего начинались войны в Вудленде. Записано в 1894 году. Расскажу по памяти.


... Раньше там, где сейчас штат Мичиган, кроме оджибве, оттава и потоватоми жило племя саук. Их название происходит от слова "zaagewe", "он появляется внезапно". Сауки были самым диким, жестоким и вероломным племенем, худшими среди всех индейцев, хотя их язык был почти таким же, как оджибве. Оджибве и сауки долгое время жили как братья, пока однажды молодой оджибвей не женился на девушке саук. Спустя какое-то время он пошел навестить тестя. А спустя ещё несколько дней от сауков пришел посланник и от имени свата пригласил отца того молодого человека и его семью навестить новых родственников. Ничего не подозревающие оджибве с радостью приняли приглашение и отправились в путь. В деревне саук их приняли радушно. Отца усадили на почетное место, и сват подал ему мясо. После обеда оджибвей спросил, почему он не видит своего сына? Сват ответил: "Потому что ты только что его съел!" И все сауки смеялись.
Когда оджибве вернулись в свою деревню, отец убитого юноши немедленно послал за его вдовой. Он убил её и сварил. И послал молодого оджибве за ее отцом. Когда сауки пришли, оджибве заставили их съесть тело их дочери. Сын старого оджибве был отомщен.
На следующий день оджибве получили объявление войны. Это была самая первая война оджибве. До того они жили в мире со всеми племенами.
Мичиган тогда был полон сауками. На стороне оджибве сражались оттава и потоватоми. Союзники победили. Сауки были изгнаны за Миссисипи, и им было сказано, что если они  посмеют показаться, их убьют всех.

От сауков в Мичигане осталось название Сагино, река Сагино, долина Сагино, залив Сагино озера Гурон. Есть город Сагино.

В истории сауки остались боевым племенем, вместе со своими братьями фоксами крови попортили немало всем, и индейцам, и европейцам. Известна война саук против США, или война Черного Ястреба, когда произошел случай, поразивший всю Америку: войска преследовали группу индейцев, и, чтобы не быть обнаруженными, индеанки задушили своих детей, которые были слишком малы для того, чтобы уметь не плакать.

В рассказах оджибве есть такой же сюжет по поводу войны с ирокезами, хотя она началась совсем по другим причинам.
Ещё один распространенный сюжет начала войны - поссорившиеся дети. Или один мальчик случайно в игре ранил или убил другого. Однажды, говорят, так чуть не началась война между оджибве и оттава Мичигана. Но когда взрослые уже схватились за оружие, два вождя, оджибвейский и оттавский, схватились за головы. "Это что же, мы, оджибве и оттава, друг друга убивать будем?! Делать что ли больше нам нечего или убивать некого? И все снова стали петь, танцевать и вкусно кушать дикий рис, оленину и рыбу


"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Damaskin

Я обидчивый и не в себе, упрямый, поэтому я бьюсь головой о кирпичную стену.

Damaskin

И ведь интересно - у негров репутация людоедов, у океанийцев. И только индейцы ее избежали. Хотя, наверное, канибализма у них было не меньше.
Я обидчивый и не в себе, упрямый, поэтому я бьюсь головой о кирпичную стену.

Наманджигабо

#33
Цитата: Damaskin от 16 июня 2022, 11:41И ведь интересно - у негров репутация людоедов, у океанийцев. И только индейцы ее избежали. Хотя, наверное, канибализма у них было не меньше.
Наверное. Люди не рассматривались как источник пищи. Но ритуальный каннибализм процветал. Врагов кушали. В особой любви к каннибализму точно отмечены тонкава, но это совсем южные равнины.
В Вудленде любителей человечины, которые ели людей потому что им вкус нравился, считали одержимыми злым духом.
Как однозначно не принимавшие каннибализм отмечены только сиу.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Damaskin

Цитата: Наманджигабо от 16 июня 2022, 11:46Но ритуальный каннибализм процветал.

Так и в Полинезии, похоже, каннибализм был ритуальный.
Видимо, созданный французскими просветителями и Купером образ "благородного дикаря" перевесил.
Я обидчивый и не в себе, упрямый, поэтому я бьюсь головой о кирпичную стену.

Awwal

Цитата: Damaskin от 16 июня 2022, 11:51Так и в Полинезии, похоже, каннибализм был ритуальный.
Видимо, созданный французскими просветителями и Купером образ "благородного дикаря" перевесил.
Так почти во всех человеческих сообществах каннибализм был именно ритуальный.

Наманджигабо

#36
Цитата: Damaskin от 16 июня 2022, 11:40
Цитата: Наманджигабо от 16 июня 2022, 11:37И все сауки смеялись.

Да, люди с чувством юмора...



Такой вот юмор. Но эти хоть шутки ради. У сиу война с арикарами случилась из-за того, что два отморозка на мирной встрече просто так решили убить вождя арикара. Без причины. И убили. Потом арикара, конечно же, напали на лагерь сиу, и последним пришлось очень несладко. А два отморозка очень лихо себя в том бою показали. И стали героями племени. О том, что сиу чуть всех не поубивали из-за тупой выходки, никто не вспоминал. Ну, дескать, молодые, шило в заднице, что с них взять... вон зато мо́лодцы какие.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Цитата: Damaskin от 16 июня 2022, 11:51...
Видимо, созданный французскими просветителями и Купером образ "благородного дикаря" перевесил.

Да эти вообще хрен знает о ком писали. Достойных, с точки зрения европейцев, черт у индейцев было много: гостеприимство, щедрость, честность. Все обусловлено образом жизни и примерным материальным равенством в обществе (я о Северной Америке). Но кроме того существовали а) этноцентризм и б) на войне все средства хороши. Одного без другого не было. Хотя это у всех так.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Damaskin

Я обидчивый и не в себе, упрямый, поэтому я бьюсь головой о кирпичную стену.

Damaskin

Цитата: Наманджигабо от 16 июня 2022, 12:06Такой вот юмор. Но эти хоть шутки ради. У сиу война с арикарами случилась из-за того, что два отморозка на мирной встрече просто так решили убить вождя арикара. Без причины. И убили. Потом арикара, конечно же, напали на лагерь сиу, и последним пришлось очень несладко. А два отморозка очень лихо себя в том бою показали. И стали героями племени. О том, что сиу чуть всех не поубивали из-за тупой выходки, никто не вспоминал. Ну, дескать, молодые, шило в заднице, что с них взять... вон зато мо́лодцы какие.

Это как у средневековых исландцев. Могли убить от скуки или потому что человек "удобно подставил шею для удара". А потом начинались серьезные разборки между семействами, которые могли затягиваться на много лет.
Я обидчивый и не в себе, упрямый, поэтому я бьюсь головой о кирпичную стену.

Наманджигабо

"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Damaskin

Но, как утверждает Стеблин-Каменский, в общем и целом убийств в Исландии в "век саг" было меньше, чем в современном обществе.
Сейчас, правда, в Исландии убийства случаются раз в двадцать лет...
Я обидчивый и не в себе, упрямый, поэтому я бьюсь головой о кирпичную стену.

Damaskin

Кстати, а как у индейцев было с судебной системой? Когда я читал "Сагу о Ньяле", меня, помню, поразила изощренность средневековой исландской.
Я обидчивый и не в себе, упрямый, поэтому я бьюсь головой о кирпичную стену.

forest

Цитата: Наманджигабо от 15 июня 2022, 02:25Магуа - нет.
Вика говорит что это креольский язык , переводится с английского как гагара .

Наманджигабо

Но с языка гуронов, к которым, дескать, принадлежал Магуа, это точно никак не переводится. Они звуков со смыканием губ произносить не умели. "М" в том числе  ;)

Это какое-то алгонкинское подражание. Может "медведь", а может от "моховавог" - "мохоки" на языке не то наррагансеттов, не то пекотов.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

_Swetlana

В школе читала Записки Серой Совы (Рассказы опустевшей хижины), вот уже не помню, знала тогда, что Серая Сова был псевдоиндеец. Или думала, что переводчик так пафосно перевёл. Не помню. Но книга, несомненно, понравилась.
Это я к чему.
Главное достоинство индейцев и главное их отличие от остального человечества - умение жить в гармонии с природой.
Правда, у них есть братья по сердцу - башкиры.     
ἄπαγε σατανᾶς

Наманджигабо

Цитата: _Swetlana от 17 июня 2022, 01:07...
Главное достоинство индейцев и главное их отличие от остального человечества - умение жить в гармонии с природой.
...
Дважды спорное утверждение, как мне кажется :)
1. В гармонии с природой живут все, кто в ней живёт. Далёкие, оторванные от цивилизации сёла Сибири, где живут охотой и рыбалкой - пример. Поморские села до середины прошлого века - тоже пример. И так везде, пока не появляется то, что пробуждает в людях алчность. И тогда случается
2. Например Бобровые войны. Все умение жить в гармонии меняется на насилие над природой с целью обогащения. Индейцы сломали все стереотипы о себе, за пару-тройку десятилетий (не помню точнее) изведя почти всех бобров.

Арчибальд Билэйни, ака Wenjiganoozhiinh, красиво все рассказывал, но, к сожалению, нэйтивы в Америке такие же, как и везде. Преодолеть алчность им так же трудно.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Рокуэлл

Цитата: _Swetlana от 17 июня 2022, 01:07В школе читала Записки Серой Совы (Рассказы опустевшей хижины), вот уже не помню, знала тогда, что Серая Сова был псевдоиндеец.   
Впервые узнал про него в детстве в журнале "Наука и жизнь". Там были, кажется, отрывки из какой-то его книги. Происхождение его там как-то обошли, а на фото он действительно смахивал на индейца в моём понимании: я тогда не знал, как выглядят реальные индейцы и думал, что они похожи на Гойко Митича и других актёров в фильмах ДЕФА. Так что я долго считал Серую Сову настоящим индейцем, которому завсегда везде ништяк.
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Рокуэлл

Цитата: Наманджигабо от 17 июня 2022, 09:07Преодолеть алчность им так же трудно.
Да; когда узнаёшь о тысячных табунах вождей, именно эта мысль приходит в голову.
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Рокуэлл

Цитата: Наманджигабо от 17 июня 2022, 09:07Wenjiganoozhiinh
Во как!... Как-то очень мало похоже на встречавшееся мне "Вэша Куоннезин"...
(А сейчас заглянул в Вики, а там "Wa-Sha-Quon-Asin — Тот, Кто Охотится По Ночам"...
Ужос.)
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр