"Super Mario Bros. 3" (NES) и "Super Mario World" (SNES)

Автор From_Odessa, 26 ноября 2024, 13:31

« назад - далее »

From_Odessa

Начну с личного :) "Марио 3" в свое время стала одной из первых игр, в которые я поиграл на "Денди". И она же, если правильно помню, стала первой, которую я прошел. Хотя, возможно, таковой была "Чип и Дейл", которая вообще была для меня первой несовской игрой. Но уж точно это была одна из первых пройденных игр. Проходил я ее не один день, и папа специально не отключал приставку, позволяя мне постепенно проходить, сохранений-то не было. Конечно же, "Марио 3" произвел на меня тогда огромнейшее впечатление, да и папа, успевший пройти игру в рейсе, из которого он ее вместе с приставкой (это был один из нескольких картриджей, одноигровка) и привез, сам о ней восхищенно высказывался, рассказывал, что игра по продажам обошла куклу Барби и т.д. Уже пройдя "Марио 3", я еще много в неё играл, нашел две флейты/дудочки и вообще понял, что в игре уйма секретов, которые не имеют прямого отношения к прохождению, и отыскать можно кучу всего, что делает её невероятно реиграбельной (такого слова я тогда, конечно, не знал :) ). Причем, как я уже узнал спустя много лет, хотя я отыскал очень многое и обыскивал каждый уголок, в игре все равно оставались вещи, о которых я не знал.

"Супернинтендо" у меня в детстве не было, я в нее тогда, по-моему, даже ни разу не играл. Потому для меня Марио как-то остался в мире восьми бит, а с "Сегой" пришел Соник. И я тогда даже не задумывался о том, что "Нинтендо"-то продолжала развивать вселенную Марио на более мощных приставках и вообще игровых платформах. Лишь несколько лет назад я узнал более-менее подробно, что там выходило по этой вселенной на СНЕС. И решил попробовать "Super Mario World". Как попробовал, так и увлекся :) И прошел :) Правда, в самом конце не справлялся и использовал сохранения  :blush: Сейчас прохожу на 100% без сохранений. Но, в общем, игра мне очень понравилась. И я, играя в нее, в определенный момент подумал, что по масштабам ее как раз можно сравнить с "Марио 3". А потом начал читать, что пишут в Интернете, и увидел, что именно эти игры как раз и сравнивают. И, наверное, среди двумерных игр про Марио это наиболее масштабные и наиболее яркие (впрочем, если кто-то не согласен, интересно будет почитать возражения). При этом я познакомился с ними в абсолютно разные периоды жизни и подозреваю, какое впечатление "Марио Ворлд" могла бы произвести на меня, если бы я играл в неё в детстве. Мне даже жаль, что этого не было :) Тем не менее, как ни странно, детские впечатления и ностальгия в этом случае не перекрыли впечатления, полученные во взрослом возрасте и не помешали мне восхититься "Марио Ворлд".

В общем, я решил и у нас на форуме подробно поговорить про сравнение этих двух историй о знаменитом итальянском водопроводчике.

=======

Понятное дело, что "Марио 3" выходила на НЕС, а "Марио Ворлд" - на СНЕС, потому вторая мощнее графически, ярче и, как бы это сказать, живее. На мой взгляд, пропасти в этом плане между играми нет и в помине, тем не менее, преимущество "МВ" очевидно. Однако, как мне кажется, сей момент мы можем оставить в стороне. Тут главное не это, а геймплей со всеми его составляющими. Вы согласны, друзья? Или нет?

По длине игры сходны и обы весьма большие. Но "Марио 3" все-таки побольше, там в каждом мире много уровней, особенно, в последних (не считая специфического восьмого). Однако масштаб сопоставим. И тут у "Марио Ворлд" есть преимущество в том, что в определенные моменты игру можно сохранять. "Марио 3" этого очень не хватает, особенно, если ничего не знать о варп-зоне (а можно сотню раз пройти игру и не найти флейты - они спрятаны очень серьезно). Это, конечно, не геймплейная особенность, так что я просто решил отметить этот момент.

Разнообразие геймплейных фишек - очень сложный вопрос. И, наверное, на него нет прямо стопроцентного однозначного ответа. В "Марио 3" здорово была реализована идея сразу нескольких костюмов со своими особенностями. А еще и возможность выбить гумбу из "сапога" (забыл, как он называется) и самому перемещаться в нем. В "Марио Ворлд" от костюмов отказались, оставили только суперплащ за перышко (вместо костюма енота). В отличие от костюма енота из "Марио 3" он не позволяет так долго летать, зато дает некоторые другие возможности. А в остальном - никаких костюмов. Вместо них - Йоши. Сама идея с дракончиком, на котором Марио может ездить, у которого свои особенности, очень интересна. И когда люди в 90х, поиграв до этого в другие части Марио, сталкивались с ней, думаю, они были очень приятно шокированы. Ну а Йоши еще и бывает четырех видов/цветов, каждый вариант со своими особенностями, правда, это уже относится к секретам игры. И все-таки... Лично на мой взгляд, Йоши вряд ли компенсирует отсутствие костюмов. В этом плане в "Марио 3" больше геймплейного разнообразия, на мой взгляд. Не так уж много у Йоши особенностей, чтобы он мог затмить, например, костюм лягушки. Правда, в "Марио Ворлд" есть надувание Марио, подобно воздушному шарику, и другие интересные геймлпейные фишки. В общем, суммарно даже и не знаю, что сказать. Кажется, что третья часть чуть посильнее в этом, однако... Не знаю.

В "Марио Ворлд" есть две мини-игры: бонус при наборе 100 звезд и подъем по платформам, где надо в правильном порядке ударить по блокам со знаком вопроса в каждом ряду из трех, дабы получить жизнь. В "Марио 3" есть две мини-игры: та, в которой нужно правильно соединить три части изображения, и с открыванием двух карт, на которых должны совпасть изображения. Еще есть моменты с выбором одного из трех сундуков и выбивание символа в конце уровня. Мне кажется, что в плане мини-игр "Марио 3" чуть-чуть превосходить своего последователя, хотя они в этом плане очень близки.

В смысле разнообразия миров, по моему мнению, "Марио 3" однозначно впереди. В "Марио Ворлд" зоны, на которые разделена карта, не так сильно отличаются друг от друга и, главное, это не имеет серьезного влияния на отличия самих уровня. А вот в "Марио 3" мы имеем восемь разных миров, у каждого из которых свои четкие особенности, которые конкретно влияют на содержание многих уровней и геймплей. Большой остров/Страна великанов - это вообще шедевр, как по мне. А какая интересная идея с тем, что в "облачной стране" ты сначала появляешься на земле, на карте почему-то нет замка с надписью "Help" и вообще уровней что-то маловато, а потом поднимаешься на небеса по уходящей вверх башне. А восьмой мир, в котором мы явственно спускаемся всё ниже и ниже под землю и в определенный момент видим только тот фрагмент карты, в коем находимся, как по мне, выглядит действительно мрачно и угнетающе. У последнего мира в "Марио Ворлд" и близко нет такого мощного эффекта, как по мне. В плане разнообразия миров "Марио 3" далеко впереди, на мой взгляд (и еще, как по мне, здорово сделано то, что при прохождении зАмка разрушается замОк, который не восстанавливается после геймовера, и оба (зАмок и замОк) не восстанавливаются после геймовера, в отличие от других уровней). Я понимаю, что в "Марио Ворлд" мы путешествием по одному острову, потому и нет таких различий, это сюжетно обусловлено. Однако на сказачном острове тоже можно было бы сделать очень сильно различающиеся сектора, не думаю, что это было бы проблемой. В общем, по этому пункту я точно отдал бы предпочтение третьей части.

Обе игры не страдают разнообразием боссов, и это можно было бы назвать недостатком каждой из них. Тут я бы отдал небольшое предпочтение "Марио Ворлд". Совсем небольшое. Что касается финального босса, то он и в "Марио 3" интересен (первый босс, которому не надо прыгать на голову, что, наверное, многие сразу же делали), однако в "МВ" он будет помощнее и имеет две разных стадии. Ощущение того, что это самый главный босс, который мощнее остальных, в "Марио Ворлд" сильнее, как мне кажется.

Наличие инвентаря - интересная штука, и в "Марио Ворлд" этого не хватает. Зато там есть интересный момент с тем, что у тебя может остаться про запас паверап.

Общая сложность игры... Я думаю, что "Марио-3" сложнее. Прежде всего потому, что в "Марио Ворлд" можно возвращаться в уже пройденные уровни, причем еще и покидать их в любой момент по своему желанию. Это позволяет в любой момент игры без проблем нафармить тучу жизней и паверапы. Это неизбежно делает игру легче. И в целом общая сложность все же выше у "Марио 3", как мне кажется, хоть и не так, чтобы значительно. Плюс это или минус - тут уже настолько индивидуально, что давать какие-либо оценки смысла нет. Важно, что обе игры хорошо сбалансированы по сложности, как мне кажется.

Огромное достоинство обеих игр - их высочайшая реиграбельность. И ту, и другую можно пройти, не найдя множества секретов (и в первый раз так происходит, полагаю, у подавляющего большинства игроков), а потом переигрывать, отыскивая их. Секретов много, они разнообразные и очень интересные. И в этом смысле игры сравнивать сложно. В "Марио 3", как мне кажется, некоторые секреты спрятаны глубже. По поводу тех же дудочек есть только одна подсказка, и всё. В "Марио Ворлд" нам подсказывают о наличие секретов. Игрок, думаю, быстро разберется с тем, что у красных точек на карте два выхода, и это позволяет ему четко понимать, где есть секрет. В то же время в "Марио Ворлд" очень интересные развилки, пути совсем разными дорогами. Любопытно сделано то, что в некоторых случаях мы, идя обходными путями, видим последний мир, однако как бы только со стороны. Ну и, конечно, целых две отдельных секретных карты. На второй ещё и музыка из самого первого уровня первой части. И, конечно, изменение внешнего вида игры, которое можно получить, если пройти все уровни в самой секретной зоне, а они там специально сделаны более сложными, чем обычные уровни. Добавим сюда четыре разноцветные кнопки, которые нужно найти и нажать, и их нажатие частично открывает доступ к секретам, которые без этого не отыскать (в том числе без этого не попасть в главный секретный сектор мира). И где по итогу секреты мощнее? Честно говоря, даже не знаю. Наверное, все-таки в "Марио Ворлд". При этом в "Марио-3" есть более глубоко запрятанные, такие, что вообще никак не догадаешься и можно никогда не найти. И секреты там очень разные. Например, тот же корабль с монетами. Или та штука, в которой можно получить секретные предметы, например, якорь. Да и дудочки спрятаны так, что хрен поймешь, где они. Особенно, как по мне, та, в которой надо упасть за траву на задний план как бы и так дойти до конца уровня.

Если игры именно сравнивать, то я небольшое преимущество в итоге отдал бы все-таки "Марио 3", хоть она вышла и раньше и на более слабой платформе. Она все-таки разнообразнее и ярче, как по мне. Незначительно. Немного.

Это если сравнивать. А так обе игры, на мой взгляд, - шедевры, для своего времени очень мощные, при этом они, как мне кажется, не устарели и по сей день.


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр